Arfa
|
Дата: Воскресенье, 09.03.2014, 23:30 | Сообщение # 51 |
Мудрец
Группа: Проверенные
Сообщений: 1008
|
Проверка церковной музыки. 10 вопросов Какой музыкальный стиль приемлем для использования в церковных богослужениях? Хотя вопрос представляется довольно простым, ответы на него часто сложны и противоречивы. Ведь музыка и пение являются важными — если не сказать «центральными» — аспектами поклонения Богу. Если наша музыка неприятна Богу, то Ему будет неприятно и поклонение, которое под эту музыку осуществляется.
Итак, как же церкви могут достойно прославить Бога посредством музыки? Для того чтобы корректно ответить на этот вопрос, мы должны сначала рассмотреть принципы Божьего Слова. Ни личные предпочтения, ни культурные особенности не могут быть нашим ориентиром в этом вопросе. Даже если речь заходит о музыке, нашим арбитром должно быть Писание.
Ниже вы найдете десять вопросов, которые пасторы и лидеры церкви (не исключая, впрочем, и членов церкви) должны задать себе при оценке уровня музыкального служения. Хотя эти вопросы и зиждутся непосредственно на библейских принципах, они не могут являться панацеей для каждого отдельного случая.
1. Сосредоточено ли ваше певческое служение на Боге? Несомненно, истинное поклонение должно фокусироваться на Боге (Исх. 20:3-6), ибо только Он достоин хвалы (Пс. 148:13). Он заслуживает самой пылкой хвалы и должен занимать самое главное место в нашей жизни. Он наш превознесенный Царь, и Он должен восседать на престоле. Все то, что не сосредоточивает нашего внимания на Боге, можно считать идолопоклонством (ср. Иер. 2:13, 27, 28), а поклонение лжебогам совершенно неприемлемо (Втор. 12:29-31; 16:21, 22; Гал. 5:19-21).
Поскольку церковная музыка создается для поклонения, она должна сосредоточиваться на Боге, а не на человеке (ср. Пс. 26:6; 150:3, 4). Любые иные цели — второстепенны. Начиная со стиля и заканчивая манерой исполнения перед слушателями — ничто не должно отводить взор поклонников от Бога — объекта нашего наивысшего внимания и обожания. Поскольку библейское поклонение требует сосредоточенности на Боге, церковная музыка (если она достойно называется хвалой и поклонением) должна начинаться и заканчиваться Им.
2. Провозглашает ли ваша музыка правильный взгляд на Бога? Недостаточно, чтобы музыка просто сосредоточивалась на Боге, если этот взгляд неадекватен. Слишком много христианских песен нарушают заповедь «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх. 20:7), обращаясь к Богу слишком фамильярно.
Достойная нашего Спасителя музыка должна представлять Его почтенно и благоговейно (ср. Ис. 40:12-26). На страницах Библии мы встречаем примеры из жизни тех, кто радикально изменился после встречи с живым Богом (Моисей в Исх. 33, 34; Исайя в Ис. 6; Петр, Иаков и Иоанн во время Преображения, Мф. 17). В явлениях Господа, свидетелями которых эти люди становились, в их благоговейном поклонении не было ни капли фамильярности. Итак, если мы на самом деле участвуем в поклонении, то наше пение должно четко указывать на величие, славу и могущество Бога (ср. Евр. 10:31; Рим. 11:33-36; Откр. 14:7).
3. Следуют ли музыка и пение в вашей церкви Божественному порядку? Бог, Которому мы служим, есть Бог порядка. Это вполне очевидно из того, каким образом Он создал мир (Быт. 1; ср. Рим. 1:20). Неудивительно, что апостол Павел указывает коринфянам на то, что «все должно быть благопристойно и чинно» (1 Кор. 14:40).
В Еф. 5:18 апостол вторит своему совету, призывая христиан постоянно пребывать под контролем Святого Духа. Церковное пение в таком случае никак не должно выводить верующих из-под влияния Святого Духа, вовлекая их в сферу действия других материй — будь то эмоции, психологические позывы и т.п. Прихожане церкви должны находиться под влиянием Слова Божьего, излагаемого в силе Духа (Кол. 3:16). Бездумная эмоциональность, нередко провоцируемая повторениями и приглашениями «отрешиться от всего», скорее указывает на языческие обряды (ср. Мф. 6:7), чем является формой поклонения, одобряемого Библией.
4. Несет ли содержание песен здравое учение с точки зрения Писания? Хотя инструментальное поклонение вполне приемлемо во время богослужения (ср. 2 Пар. 5:13), чаще всего церковная музыка сопровождается песнопением. По самой меньшей мере, от этих стихов требуются вразумительность и соответствие учению Библии — слова песни должны передавать библейскую истину всем, кто ее поет (ср. Еф. 5:19, 20).
Слова песен также должны быть ясными и соответствовать библейскому контексту. Например, песню, которая основывается на истинах Ветхого Завета (даже если это прямая цитата из Библии), не следует применять к церкви, если эти слова касаются исключительно Израиля до прихода Христа. (Отличный пример подобного подхода — пение Пс. 50:13 без объяснения контекста.)
Церковная музыка (неважно, в каком стиле) должна углублять библейское и богословское знание прихожан. Неточная, вырванная из контекста, легкомысленная песня только затормозит духовный рост тех, кто ее поет.
5. Призывает ли церковная музыка вашу церковь к единству? Как уже было замечено выше, основная цель музыки и пения в церкви — побудить людей к поклонению. Однако Библия также отмечает такую функцию христианских песнопений, как назидание (1 Кор. 14:26; Еф. 5:19, 20). Поскольку Церковь — это Тело Христово (1 Кор. 12), наше поклонение Богу включает в себя служение другим людям (Рим. 12:1-9).
Таким образом, цель общего поклонения — прославить Бога посредством служения другим. Помня об этом, мы никогда не посмеем эгоистично требовать первоочередного осуществления своих личных желаний, но будем в первую очередь обращать внимание на исполнение желания других (Флп. 2:1-4). Более того, если какие-то наши действия становятся камнем преткновения для другого христианина, мы должны отнестись к этому с большим пониманием (Рим. 14; 1 Кор. 8).
6. Насколько хорошо поставлено пение в вашей церкви? Церковная музыка, как и все, что мы делаем, должна исполняться для славы и чести Бога (1 Кор. 10:31). Будучи нашим Господином и любящим Отцом, Он несомненно заслуживает самого лучшего из того, что мы можем Ему дать. Нельзя отдать Ему хоть что-то — это недостойно Его требований. Даже в ветхозаветном Израиле должны были отдавать Господу самое лучшее, самое ожидаемое — первенцев (ср. Лев. 1-7; Числ. 18:32).
Стоит ли говорить о том, что все, совершаемое во славу Его, мы должны совершать как можно лучше? У церкви может не быть средств, чтобы нанять симфонический оркестр или пригласить музыкальную, группу, но музыка должна исполняться от всей души и со всем старанием. Поклонение не от чистого сердца — это не поклонение (Пс. 23:3, 4; Ам. 5:23). Музыка, которая исполняется небрежно, обычно отвлекает, уводя наше внимание от сосредоточенности на Боге, которая необходима для истинного поклонения.
7. Приготовляет ли церковная музыка прихожан к слышанию Слова Божьего? 2 Тим. 4:2 призывает «проповедовать Слово». Чуть выше можно прочесть, как апостол Павел объясняет важность Писания для нашей жизни (2 Тим. 3:16, 17). Мы можем познать Бога лишь через Его Слово; только через Библию Бог открывается нам. Поэтому Писание должно находиться в центре поклонения общины — становясь и его основой, и его кульминацией.
Именно поэтому пение (когда народ Божий обращается к Творцу) никогда не должно затмевать проповедь (когда Бог говорит с народом через Свое Слово). Поклонение через пение должно дополнять провозглашение истины. Церковная музыка, которая звучит перед проповедью, должна готовить собравшихся верующих к тому, что будет говорить Святой Дух. А церковная музыка, которая звучит после проповеди, должна усиливать эффект, который вызвало только что услышанное Слово (ср. Кол. 3:16, 17).
8. Подчеркивает ли церковная музыка красоту Благой вести? Новозаветная модель церковной жизни подразумевает поместную общину, которая собирается в основном для того, чтобы поклоняться и назидать друг друга (ср. Деян. 2:41, 42). Благовестив же происходит в то время, когда верующие живут повседневной жизнью (Мф. 28:18-20).
Таким образом, поместная церковь (как собрание христиан) должна все-таки быть хорошим свидетелем для мира (ср. 1 Кор. 14:23-25). Ведь Павел напоминает, чтобы мы «во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога» (Тит. 2:10), а Петр призывает «возвещать совершенства» Бога (1 Петр. 2:9). Таким образом, церковная музыка должна свидетельствовать о величии нашего Господа и Спасителя. Она никогда не должна порочить Его репутацию или вводить неверующих в заблуждение относительно евангельского учения.
9. Располагает ли музыка к искреннему поклонению? Как уже было отмечено выше, церковная музыка должна быть сосредоточена на Боге, благоговейно представляя Его во всей Его славе. В то же самое время она не может быть скучной, пресной и монотонной. Ведь Бога нельзя назвать скучным. Да и небеса (где основным занятием будет поклонение) тоже не являются скучным местом (ср. Откр. 4, 5).
Поклонение, соответствующее Библии, хотя и должно происходить пристойно, также подразумевает наличие внутреннего восторга и радостного стремления превознести Христа (ср. 1 Пар. 15:29; 16:4-6). Конечно, это рвение в разных церквах будет проявляться по-разному. И еще: эта искренняя страсть все же должна выражаться благопристойно и чинно. Но, тем не менее, бесстрастное поклонение скорее похоже на колыбельную, чем на славный гимн (Ин. 4:23).
10. Основывается ли подход к музыке в вашей церкви на библейских принципах? Руководители церкви не должны придерживаться неких стандартов только лишь потому, что так делали всегда. Они также не должны позволять, чтобы в их церкви использовались любые музыкальные стили. Они должны исследовать Писание (как берийцы в Деян. 17:11), определяя те библейские принципы, на которых зиждется философия церковной музыки.
Когда будут установлены эти принципы, руководитель музыкального служения может применять их для удовлетворения определенных потребностей прихожан. В конце концов, пасторы должны стремиться к тому, чтобы не ставить личные предпочтения на один уровень с библейскими принципами и не игнорировать библейские принципы, утверждая, что для церкви годится любая музыка.
|
|
| |